Профильное обучение и предпрофильная подготовка.

Усиление вариативности содержания российской школы, являясь одним из направлений модернизации, отражает мировые тенденции демократизации и гуманитаризации образования. Как известно, американский школьник имеет возможность формировать свой индивидуальный план, выбирая из 2000 и более различных курсов, предлагаемых школой.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и Федеральный базисный учебный план с примерными типовыми профилями, включающий, помимо инвариантной части, составляющей базовое ядро общего образования, профильные предметы—базовую часть соответствующего профиля, и элективные курсы, поддерживающие профильное обучение, обеспечат выпускнику средней общеобразовательной школы осознанный выбор профиля дальнейшего профессионального образования, создадут предпосылки и повысят потенциальные возможности учащихся к реальному продолжению образования в выбранном профессиональном учебном заведении.

Но возникает вопрос: а выбор профиля обучения в старшей школе всегда ли осуществляется учащимися осознанно? И способны ли вообще 9 классники к выбору профиля, адекватного их способностям, интересам, а главное, реальной возможности дальнейшего удовлетворения своего выбора в профессиональном учебном заведении или на рынке труда?
В понятие «готовность к выбору профиля обучения» входит не только осознание учеником своих интересов, но и самооценка возможности поступления и способности обучения по выбранному профилю. Для формирования такой готовности необходима предпрофильная подготовка.
Предпрофильная подготовка учащихся основной школы — это многообразная, специально организованная, целенаправленная комплексная работа с учащимися по формированию у них готовности к обоснованному и ответственному выбору дальнейшего пути обучения.

Модернизация содержания образования одной из основных задач предусматривает последовательное увеличение вариативного компонента базисного учебного плана от младших классов к старшим. Включение в учебный план школы «Курсов по выбору» обусловлено как стратегическими, так и тактическими способами реализации модернизации содержания образования.

Во-первых, эти курсы являются средством осуществления индивидуализации и личной направленности обучения, что обеспечивает более эффективное развитие личности школьников в процессе обучения, как главной цели образования и критерия его качества.

Во-вторых, они позволяют создать образовательную среду, в которой формируются новые жизненные установки личности и соответствующие способности для их реализации, такие, например, как предприимчивость, мобильность, конструктивность, сотрудничество, способность самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, прогнозируя возможные последствия.

В-третьих, курсы по выбору обеспечивают возможность адаптации к школе и условия для самореализации школьников с разным уровнем развития, материальной обеспеченностью и т.д.

В-четвертых, курсы по выбору являются составной частью средств осуществления профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся, дающие возможность каждому ученику построить свою собственную образовательную траекторию с учетом жизненных и профессиональных планов.

Вопрос:

Какие профили обучения Вы считаете необходимым реализовать в нашей школе?

Считаете ли Вы удобной схему, в которой в каждой школе города будет выбран какой-либо один профиль?