Солонуха А.П., учитель физической культуры МБОУ СОШ №24

  Создание здоровьесберегающей среды через применение технологий  здоровьесберегающей педагогики.  

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно - организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками, школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Решая проблему  Профилактики  правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,  мы  поставили    цель – создать здоровьесберегающую среду, развивая творческие способности  и повышая  мотивацию познавательных интересов. Для этого мы реализуем  системуработы под названием  «Модель    здоровьесберегающей среды».          

      Модель здоровьесберегающей  среды Мониторинг  физического  и психического развития развития Диспансе-ризация Система физкультурных спортивных  мероприятий       Режим   работы школы Внеурочные   формы  работы Информация  о ЗОЖ Программа  по  ранней  коррекции здоровья Медосмотр Уроки  здоровья Учебный  план Соблюдение санитарных норм   Урочные  формы работы Достижение  поставленной  цели в школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии  с учащимися, с их родителями, медицинскими работниками, психологом, с коллегами – планирует работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.   Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1.     Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2.     Оздоровление – форма развития психофизиологических возможностей детей.

3.     Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего,  должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, через реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным. Второй принцип – опора на развивающее образование, главная цель которого личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия. Третий принцип – помощь в социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможности компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами:  владеть   знаниями основ проектирования и моделирования  здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях, уметь прогнозировать результаты собственной деятельности. Для эффективного  внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение проблем: ·        Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе с позиции проблем здоровьесбережения. ·       

Изменение отношения учителя к учащимся. ·        Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое   предполагает развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. В этом направлении совместно с педагогом-психологом проводится много мероприятий, среди которых - анкетирование; лекции, семинары; тренинги: «Здоровьесберегающая педагогика», «Разрешение педагогических конфликтов»; «Я-педагог»; «Самоменеджмент учителя» и др., индивидуальное консультирование. Психологическое здоровье школьников можно рассматривать и как цель и как критерий эффективности психологической службы и школы в целом. У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений. Поэтому так важно установить: какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным. Большой популярностью у учащихся пользуются тренинги  «ЗОЖ-залог хорошей учебы», «Умей сказать: «Нет!»», «Как избежать насилия?» «Эффективное общение  со сверстниками  и взрослыми». Дети обучились практическим навыкам защиты и эффективному взаимодействию с другими.  Психологическая безопасность образовательной среды отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности её субъектов, которая проявляется в показателях психического и физического здоровья.

Вопросам  здоровья уделяется большое внимание.  Налажен контакт с врачами детской городской больницы  для ежегодной диспансеризации учащихся 8 - 11 классов, что позволяет своевременно  выявить  нарушения в состоянии здоровья учащихся нашей школы. Учитель физической культуры, классные руководители принимают непосредственное участие в профилактике  выявленных заболеваний. Проводимая работа показывает правильность  выбранных методов  и средств  в стабилизации здоровья наших учеников. Вакцинация  учащихся  и педагогического коллектива  вакциной «Грипол»,  организация закаливающих процедур через занятия  физической культурой  привели к уменьшению заболеваний  ОРВИ, ОРЗ, гриппом. В течение  3 лет отслеживается посещаемость учебных занятий в связи с эпидемией гриппа. Пропуски занятий  в результате простудных  заболеваний сократились.     Отмечена  стабилизация здоровья учащихся. Анкетирование учащихся  школы  показало, что 59 %  воспитанников ставят на первое место  физическое развитие своего тела. Поэтому   физическое воспитание является органической частью  системы воспитания  и образования детей в нашей школе   и способствует всестороннему развитию школьников. Физическое воспитание призвано решать следующие задачи: ·        укрепление  здоровья школьников,  ·        развитие их физических  способностей, ·        формирование умений поддерживать свой организм в  порядке на основе гигиенических знаний  и знаний его функциональных возможностей, ·        приобретение  двигательных навыков и умений, ·        воспитание активной жизненной  позиции. Это достигается   различными средствами:   В начальной школе на уроках повышенной сложно­сти проводим физкультурные паузы и физкультурные минутки.    Устанавливаем перемены между уроками не менее 10 минут, большая перемена - не менее 20 минут.    Во время перемен организуем  любые формы двигательной активности (подвижные иг­ры, настольный теннис, игры со скакалкой и т.д.).      После перемен проветриваем  холл школы, а во время перемен – классные комнаты.  

     На уроках физической культуры уделяем особое внимание комплексам общеукрепляющих упражнений с целью снятия тонического напряжения мышц туловища,  возникающего вследствие продолжительного пребывания учащихся в положении сидя; восстановления суставной подвижности, в особенности подвижности шейного и грудно­го отделов позвоночника; повышения устойчивости организма к гипоксии.    Обеспечиваем  свободный доступ в спортзалы и на спортивные площадки школы в вечерние часы рабочих дней недели и в течение всего выходного дня.       Организовываем групповые экспресс-соревнования в часы работы    спортзала.   Организовали в школе кружки, способствующие уменьшению дефицита двигательной ак­тивности (настольный теннис, общефизическая подготовка, танцы)   Систематически устраиваем дискотеки для старшеклассников. ü     Снижаем  уровень психического напряжения посредством улучшения эмоционального фона урока.     Строго соблюдаем гигиенические нормы организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяем недельному объёму учебной нагрузки, продолжительности пере­мен,временным нормам выполнения домашних заданий. Физическая культура  является  мощным средством  профилактики потери здоровья. Еще в ХVIII веке   знаменитый французский врач Тиссо  говорил: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое  лекарство, но все лечебные средства  мира не в состоянии заменить  действие движения». В том, что ребёнок должен расти здоровым,  мы видим главную цель образования. Здорового ребёнка легче воспитывать нравственно здоровой личностью. Физическое и психологическое состояние сегодняшних детей и подростков диктует нам острую и безотлагательную необходимость создания в нашей школе среды, позволяющей сберегать и укреплять здоровье школьников.