Школьная жизнь ребенка протекает в сложно - организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками, школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Решая проблему Профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, мы поставили цель – создать здоровьесберегающую среду, развивая творческие способности и повышая мотивацию познавательных интересов. Для этого мы реализуем системуработы под названием «Модель здоровьесберегающей среды».
Модель здоровьесберегающей среды Мониторинг физического и психического развития развития Диспансе-ризация Система физкультурных спортивных мероприятий Режим работы школы Внеурочные формы работы Информация о ЗОЖ Программа по ранней коррекции здоровья Медосмотр Уроки здоровья Учебный план Соблюдение санитарных норм Урочные формы работы Достижение поставленной цели в школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, медицинскими работниками, психологом, с коллегами – планирует работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, через реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным. Второй принцип – опора на развивающее образование, главная цель которого личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия. Третий принцип – помощь в социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможности компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами: владеть знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях, уметь прогнозировать результаты собственной деятельности. Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение проблем: · Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе с позиции проблем здоровьесбережения. ·
Изменение отношения учителя к учащимся. · Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. В этом направлении совместно с педагогом-психологом проводится много мероприятий, среди которых - анкетирование; лекции, семинары; тренинги: «Здоровьесберегающая педагогика», «Разрешение педагогических конфликтов»; «Я-педагог»; «Самоменеджмент учителя» и др., индивидуальное консультирование. Психологическое здоровье школьников можно рассматривать и как цель и как критерий эффективности психологической службы и школы в целом. У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений. Поэтому так важно установить: какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным. Большой популярностью у учащихся пользуются тренинги «ЗОЖ-залог хорошей учебы», «Умей сказать: «Нет!»», «Как избежать насилия?» «Эффективное общение со сверстниками и взрослыми». Дети обучились практическим навыкам защиты и эффективному взаимодействию с другими. Психологическая безопасность образовательной среды отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности её субъектов, которая проявляется в показателях психического и физического здоровья.
Вопросам здоровья уделяется большое внимание. Налажен контакт с врачами детской городской больницы для ежегодной диспансеризации учащихся 8 - 11 классов, что позволяет своевременно выявить нарушения в состоянии здоровья учащихся нашей школы. Учитель физической культуры, классные руководители принимают непосредственное участие в профилактике выявленных заболеваний. Проводимая работа показывает правильность выбранных методов и средств в стабилизации здоровья наших учеников. Вакцинация учащихся и педагогического коллектива вакциной «Грипол», организация закаливающих процедур через занятия физической культурой привели к уменьшению заболеваний ОРВИ, ОРЗ, гриппом. В течение 3 лет отслеживается посещаемость учебных занятий в связи с эпидемией гриппа. Пропуски занятий в результате простудных заболеваний сократились. Отмечена стабилизация здоровья учащихся. Анкетирование учащихся школы показало, что 59 % воспитанников ставят на первое место физическое развитие своего тела. Поэтому физическое воспитание является органической частью системы воспитания и образования детей в нашей школе и способствует всестороннему развитию школьников. Физическое воспитание призвано решать следующие задачи: · укрепление здоровья школьников, · развитие их физических способностей, · формирование умений поддерживать свой организм в порядке на основе гигиенических знаний и знаний его функциональных возможностей, · приобретение двигательных навыков и умений, · воспитание активной жизненной позиции. Это достигается различными средствами: В начальной школе на уроках повышенной сложности проводим физкультурные паузы и физкультурные минутки. Устанавливаем перемены между уроками не менее 10 минут, большая перемена - не менее 20 минут. Во время перемен организуем любые формы двигательной активности (подвижные игры, настольный теннис, игры со скакалкой и т.д.). После перемен проветриваем холл школы, а во время перемен – классные комнаты.
На уроках физической культуры уделяем особое внимание комплексам общеукрепляющих упражнений с целью снятия тонического напряжения мышц туловища, возникающего вследствие продолжительного пребывания учащихся в положении сидя; восстановления суставной подвижности, в особенности подвижности шейного и грудного отделов позвоночника; повышения устойчивости организма к гипоксии. Обеспечиваем свободный доступ в спортзалы и на спортивные площадки школы в вечерние часы рабочих дней недели и в течение всего выходного дня. Организовываем групповые экспресс-соревнования в часы работы спортзала. Организовали в школе кружки, способствующие уменьшению дефицита двигательной активности (настольный теннис, общефизическая подготовка, танцы) Систематически устраиваем дискотеки для старшеклассников. ü Снижаем уровень психического напряжения посредством улучшения эмоционального фона урока. Строго соблюдаем гигиенические нормы организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяем недельному объёму учебной нагрузки, продолжительности перемен,временным нормам выполнения домашних заданий. Физическая культура является мощным средством профилактики потери здоровья. Еще в ХVIII веке знаменитый французский врач Тиссо говорил: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». В том, что ребёнок должен расти здоровым, мы видим главную цель образования. Здорового ребёнка легче воспитывать нравственно здоровой личностью. Физическое и психологическое состояние сегодняшних детей и подростков диктует нам острую и безотлагательную необходимость создания в нашей школе среды, позволяющей сберегать и укреплять здоровье школьников.