УРОК ГЕОГРАФИИ в 10 классе

по теме: «Мировое хозяйство».

 

Учитель Охрименко Т.И.

 

Цели урока: сформировать понятие о международном географическом разделении труда как основном понятии  экономической географии и его формах.

 

Задачи урока:

Образовательные:

·        способствовать усвоению новых знаний;

·        способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.

 

Развивающие:

·        способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;

·        на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;

·        развивать практическую направленность знаний и умений;

·        показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).

 

Воспитательные:

·        способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;

·        воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.

 

Тип урока – урок изучения нового материала.

 

Планируемый результат - учащиеся должны: уметь четко определять мировое хозяйство, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных  ТНК.

 

 Основные термины и понятия: мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации.

 

Основное содержание - понятие о мировом хозяйстве, понятие о МГРТ.  Отрасль международной специализации - результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Интернационализация хозяйственной жизни: роль транснациональных корпораций.

Технология оценивания результатов урока -  компьютерное тестирование.

 

Ресурсы

·        учебник География 10 класс, В.П. Максаковский, издательство «Просвещение», 2009г;

·        программы Smart Notebook Version 10,  Microsoft Power Point, Turning Point,  пульты;

·        учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира»;

·        источники из интернета:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/489

http://ru.wikipedia.org/wiki/Майкрософт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Оборудование

·        Проектор;

·        Интерактивная доска;

·        таблица  «Международные организации»;

·        политическая карта мира;

·         атласы по географии 10 класса, рабочие тетради.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент. Сообщение плана урока (слайд 1).

 

Деятельность учителя

Задание учащимся

Порядок работы

2. Изучение нового материала.

Урок начинается с вопроса о формировании всемирного хозяйства.

Известный советский географ Н.Н. Баранский писал, что географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, от которого она не может оторваться ни при изучении отраслей, ни при изучении экономических районов и стран. Это неизбежный результат развития человеческого общества.

Используя знания из курса истории вспомнить, когда начало формироваться мировое хозяйство

 

Эта неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями существуют различия:

§  во-первых, в географическом положении;

§  во-вторых, в природных условиях и ресурсах,

§  в-третьих, в социально-экономических условиях.

Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда.

 

Слайд 2- условия вовлечения страны в МГРТ.

 

Результатом МГРТ выступают отрасли международной специализации, т.е. такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют лицо страны. Установите отрасли международной специализации для стран Швейцария, Финляндия. Япония, Италия.

 

Слайд 3 – определить отрасли международной специализации

Установить соответствие стран и видов продукции, которые являются для данной страны экспортными

Что же такое МГРТ? Сделать вывод и записать определение в рабочие тетради

Слайд 4 -составить определение МГРТ

 

Вы – известный российский бизнесмен, занимаетесь поставкой товаров из зарубежной Европы. Из какой страны вы привезете следующие товары?

 

 

Слайд 5 указать страны

Установить соответствие. Перемещая лупу, можно сразу определить правильность ответов

Какой вывод можно сделать, что является условием международной специализации?

Слайд 6 -назвать условия, исключить лишнее.

Закрыть лишнее

Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция — высшая степень МГРТ, форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики,  как между самими странами, так и по отношению к третьим странам. Выделяются региональная экономическая интеграция и отраслевая.

Слайд 7-

 назвать понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей

 

Пользуясь материалами параграфа 2, темы 4, пункта 4 и таблицей «Международные организации, распределить предложенные группировки по группам. В какую из них входит наша страна?

Слайд 8

Заполнить таблицу.

Для расширения знаний  о международных организациях обучающиеся 10 класса Андриенко Евгения, Бондаренко Ксения, Григорьева Ирина  подготовили сообщение об организации «Интерпол».

Выступления учеников: Интерпол (Презентация 2).

Перейти к данной презентации можно по гиперссылке (значок). В самой презентации (слайд 4) имеются гиперссылки в виде пунсонов – центров Интерпола: Токио, Буэнос-Айрес, Абиджан, Пуэрто-Рико, Найроби.

Процесс развития мирового хозяйства  и углубления МГРТ и экономической интеграции влечет за собой интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль играют ТНК. Существует классификация ТНК по нескольким признакам.

Презентация 3.  

 

Слайд 1.

Перейти к данной презентации можно по гиперссылке –

Широко известна в нашей стране корпорация Procter & Gamble, о которой подготовлена презентация Петуниной Викторией.

Слайд 2.

Просмотр презентации производится по щелчку.

О всемирно известной корпорации Microsoft   Колесниковой Анной подготовлено сообщение в форме информационного буклета.

 

Буклет 4.

Перейти к буклету следует по гиперссылке –

3. Подведение итогов. В качестве закрепления изученного материала предлагается тест из 7 вопросов. На 1-х партах работает экспериментальная группа, остальные ученики выполняют тест в тетрадях.

 

 

Презентация 5. Работа с тестом.

Перейти к тесту следует по гиперссылке «Тест». При помощи программы Turning Point 6 человек работают с пультами (Переход к слайдам осуществляется по щелчку).

4. Домашнее задание: тема 4, §2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации учителя географии

 

Требования учителя к ведению тетрадей:

 

1.     Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.

2.     Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета.

3.     Рисунки выполняются простыми карандашами.

4.     Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.

5.     Тетрадь приносить на каждый урок и при необходимости подавать учителю вместе с дневником.

6.     Между темами оставлять расстояние в 4 клетки.

7.     В конце четверти сдавать тетради на проверку.

 

 

 

Требования к работе на  контурных картах:

 

1.     Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

2.     При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты  подписывают номер и название практической работы.

3.     Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

4.     Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

5.     Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

6.     В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Знакомство с критериями выставлениями оценок

 

 

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

 

 

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

 

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

 

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

 

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнившими на «отлично» данную работу учащимися. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

 

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.