РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ УЧИТЕЛЯМ, РОДИТЕЛЯМ, УЧАЩИМСЯ.
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. 
По сравнению с традиционным экзаменом у ЕГЭ много «плюсов»:
на ЕГЭ оцениваются фактические знания и умение рассуждать, а не умение преподнести знания;
оценка максимально объективна;
можно работать по индивидуальной стратегии, выбирать задания в соответствии с тем, на какую оценку претендуешь;
по результатам ЕГЭ можно поступить в ВУЗ.  
 
 
Рекомендации для выпускников.

1. Оборудуйте свое рабочее место: уберите лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумаги, карандаши. Пока вы не наведете порядок в комнате, порядка в вашей голове не будет!
2. В психологии считается, что повышению интеллектуальной деятельности способствуют желтые и фиолетовые цвета. Почему бы ни ввести их в интерьер того места, где вы готовитесь к экзаменам? Это могут быть картинки, коллажи и т.д.
4. Начиная готовиться к экзамену, полезно составить план на каждый день подготовки. Помните; формула «Немного позанимаюсь» чаще всего не работает – вы либо перегружены, либо использовали день для подготовки не в полной мере. Продумайте и напишите, что именно вы будете сегодня учить.
5. Начинайте учить с самого трудного, с того, что вы заведомо плохо знаете. Но если в голову ничего не идет, то полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который интересен для вас и приятен.
6. Соблюдайте принцип чередования! 40 минут работы, 10 минут отдыха: сделайте в перерывах зарядку, полейте цветы, вымойте посуду.
7. Не зубрите учебник! Чаще всего это абсолютно бесполезное занятие. Эффективен следующий алгоритм работы:
прочитайте вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу; 
проверьте себя по учебнику; 
обратите внимание на правила и выделенный текст учебника; 
проверьте правильность дат и изложенных фактов; 
только после этого внимательно прочтите учебник, выделяя основные мысли ответа. 
8. Структурируйте материал с помощью планов, схем; особенно это полезно, если у вас возникает ощущение, что вы никогда не сможете запомнить правильный ответ.
9. Попросите кого-нибудь – маму, друга – выслушать ваши ответы на наиболее трудные вопросы. Полезно также записать свой ответ на магнитофон, а потом послушать себя «со стороны».
10. Обязательно повторяйте! Есть несколько способов повторения, выберите тот, который для вас наиболее эффективен. 
1 способ. Повторяйте материал через 5 минут, затем – через 1 час, после – через день.

2 способ. ОЧОГ 
О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять главные мысли.
Ч – чтение. Прочитайте текст и постарайтесь выделить второстепенные детали, установить их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи с второстепенными. 
О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, задайте вопросы к главным мыслям. 
Г- главное. Мысленно перескажите текст или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух 

3 способ. Прочитай – повтори. 
Повтори через 10-15 минут 
 Повтори через 8-9 часов. 
 Повтори через день. 

11. Выполняйте как можно больше различных вариантов опубликованных тестов по данному предмету. 
12. Если вы начинаете волноваться, так как понимаете, что невозможно выучить все, то: 
определите ключевые идеи текста и занесите их на карточку в виде схемы; 
скажите себе: «Мне нужно запомнить самые важные мысли, поэтому на них я и должен сосредоточиться». 
13. Если вы чувствуйте, что вам не хватает сил:
обсудите свои ощущения с учителем, родителями, школьным психологом; 
составьте расписание занятий и отведите в нем достаточно времени на отдых и сон. 
14. В предэкзаменационный период занимайтесь аутотренингом, настраивайте себя на положительный результат.
15. Для активизации работы обоих полушарий мозга, рисуйте восьмерки обеими руками одновременно.
16. Не злоупотребляйте кофе, крепким чаем, это лишит вас возможности расслабиться.
17. Научитесь расслабляться. Если вы очень волнуетесь во время подготовки, то хорошими средствами снятия стресса могут быть:
- релаксация. Найдите тихое место и просто посидите,  расслабившись, закрыв глаза на 10-20 минут;
- активная релаксация. Найдите тихое место, где никто не будет мешать, где нет шума и отвлекающих факторов. Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. И посидите так в течение 10-20 минут, сосредоточившись на своем дыхании. Вдох – выдох. Старайтесь не отвлекать внимание от процесса дыхания. 

Вдох – выдох. Если вы сбиваетесь, вам мешают посторонние мысли, не злитесь, спокойно сфокусируйте внимание на дыхании. 
Вдох – выдох. Включите в цикл дыхания произнесение шепотом или мысленно специальных слов. Они должны быть короткими, благозвучными, сам процесс их произношения и звучания должен вам нравиться, например, это могут быть слова «мир», «покой», «любовь». Можно придумать свое слово. 
Итак, вдох. На выдохе – «мир». Вдох. На выдохе – «мир». И так в течение 10-20 минут. 
На время занятия важно принять пассивную установку: «Пусть будет то, что будет, пусть все течет, как течет, принимаю все, как есть».
  После занятия не вставайте сразу и резко. Посидите спокойно в течение нескольких минут сначала с закрытыми глазами, а затем с открытыми, придите в себя, сориентируйтесь. Настройтесь на предстоящие дела.
Отвлечение от неприятных мыслей путем концентрирования внимания на:
а) собственных движениях (сосредоточьтесь на какой-либо отличной от подготовки к экзамену деятельности: мытье посуды, спорте);
б) движущихся внешних предметах (например, маятнике);
в) неподвижном объекте: тщательно обследуйте его взглядом, обращайте внимание на малейшие детали.
18. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Думай о том, что ты справишься с экзаменом, мысленно рисуй себе картину успеха. Это придаст тебе уверенности.

  Накануне экзамена.
1.Оставьте недели две перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал. Каждый раз, прежде чем рассказать вопрос, вспомните и запишите план ответа. Если это получится легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем испытываете затруднения. 
2.Если вы волнуетесь, то непосредственно перед экзаменом представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: дрожание рук, пересыхание в горле, в голове нет ни одной мысли. Но вот вам выдали бланки, вы сосредоточились и спокойно начинаете выполнять задания. 
3.С вечера перед экзаменом перестаньте готовиться. Умойтесь. Погуляйте. Выспитесь, чтобы встать отдохнувшими, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. 
Во время экзамена.
1. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! 
2. Мобилизуйтесь! Будьте предельно внимательны! Сосредоточьтесь! 
3. Просмотрите весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться. Это поможет вам настроиться на работу, определить порядок выполнения заданий. 
4. Начните с легкого! Это поможет успокоиться, войти в рабочий ритм. 
5. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные и непонятные вопросы. Помните: всегда найдутся вопросы, с которыми вы можете справиться. 
6. Думайте только о текущем задании! Забудьте о неудаче в прошлом задании! 
7.Если вы не можете ничего вспомнить, то: 
не паникуйте; 
успокойтесь: сделайте прерывистый выдох, прерывистый вдох, - это поможет успокоиться (повторите упражнение при необходимости несколько раз). 
8. Действуйте по следующему алгоритму: 
Постарайтесь представить все детали подготовки к экзамену. Вспомните, какое настроение было у вас в тот момент, когда вы учили данный материал. 
Старайтесь не упустить ни одной подробности. Не вносите поправки в свои воспоминания и ничего из них не исключайте, даже если кажется, что какая-то деталь не важна. 
Восстановите в памяти ход событий в прямой и обратной последовательности или начните с середины рассматриваемого вопроса и двигайтесь вперед и назад во времени. 
Посмотрите на вопрос под другим углом зрения. 
9. Постарайтесь избегать мнимой логики поиска правильных ответов в тесте: 
не ищите «золотой середины», правильный ответ не зависит от его расположения и последовательности предъявления; 
не выбирайте ответ только потому, что он более развернутый и учитывает частные случаи, правильный ответ может иметь как развернутую, так и простую формулировку; 
иностранные и малопонятные слова – это не признак правильного ответа; 
избегайте стереотипов, не строй свой ответ на привычных ожиданиях; 
не надейтесь на свою сообразительность, старайся опираться на реальные знания. 
10. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). 
11. Если не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. 
12. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. 
13. Обязательно оставьте время для проверки! 

  Желаю Вам успехов и удачи!


ХОЧЕШЬ ДОБИТЬСЯ УСПЕХОВ?

ГОТОВЬ СЕБЯ:
УМСТВЕННО: УЧИСЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, РАЗВИВАЙ СПОСОБНОСТИ, НАБИРАЙСЯ ЗНАНИЙ;
НЕ ТОЛЬКО УМСТВЕННО, НО И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ: УСТАНОВКА НА ПОБЕДУ - ПОЛОВИНА УСПЕХА, А ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ – ГАРАНТИЯ ИХ ПОДДЕРЖКИ;
НЕ ТОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИ, НО И ФИЗИЧЕСКИ – ЗДОРОВЫЙ, АКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК МЫСЛИТ ЧЕТКО И БЫСТРО.

ЗАПОМНИ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА.

ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ:
(ПАМЯТЬ – ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ)

1.ЗАУЧИВАЙ С ЖЕЛАНИЕМ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ

2.СТАВЬ ЦЕЛЬ ЗАПОМНИТЬ НАДОЛГО

3.ПОЛЬЗУЙСЯ СМЫСЛОВЫМИ ОПОРАМИ И СМЫСЛОВОЙ ГРУППИРОВКОЙ – КТО ХОРОШО ОСМЫСЛИВАЕТ, ТОТ ХОРОШО ЗАПОМИНАЕТ И ДОЛГО ПОМНИТ

4.НАЧИНАЙ ПОВТОРЯТЬ ДО ТОГО, КАК МАТЕРИАЛ СТАЛ ЗАБЫВАТЬСЯ. Помни слова К.Д.Ушинского: «Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж».

5.ЗАУЧИВАЙ И ПОВТОРЯЙ НЕБОЛЬШИМИ ДОЗАМИ.

6.ЛУЧШЕ УЧИТЬ ПО ОДНОМУ ЧАСУ СЕМЬ ДНЕЙ, ЧЕМ СЕМЬ ЧАСОВ ПОДРЯД В ОДИН ДЕНЬ.

7.ПОСЛЕ МАТЕМАТИКИ УЧИ ИСТОРИЮ, ПОСЛЕ ФИЗИКИ – ЛИТЕРАТУРУ: ПАМЯТЬ ЛЮБИТ РАЗНООБРАЗИЕ.
8.КОГДА УЧИШЬ – ЗАПИСЫВАЙ, РИСУЙ СХЕМЫ, ДИАГРАММЫ, ЧЕРТИ ГРАФИКИ, КАРИКАТУРЫ, СРАВНИВАЙ с тем, что знал раньше.

9.НЕ УЧИ СТИХИ ПО СТОЛБИКАМ. КОРОТКИЕ ЗАУЧИВАЙ ЦЕЛИКОМ, ДЛИННЫЕ - РАЗБИВАЙ НА ПОРЦИИ.

10.КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПОЛНОГО ЗАУЧИВАНИЯ, СТАРАЙСЯ ВОСПРОИЗВЕСТИ, ЗАКРЫВ КНИГУ. ЕСЛИ ЗАБЫЛ, СТАРАЙСЯ ПРИПОМНИТЬ САМ. 

11.ЕСЛИ ПОЛУЧИЛ ЗАДАНИЕ ВО ВТОРНИК, А ОТВЕЧАТЬ НАДО В ПЯТНИЦУ, НЕ ЖДИ ДО ЧЕТВЕРГА: ВЫУЧИ СРАЗУ, А НАКАНУНЕ ТОЛЬКО ПОВТОРИ.

12.ИСПОЛЬЗУЙ ОПОРЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ, например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», - помогает запомнить цвета спектра. ПРИДУМЫВАЙ ОПОРЫ САМ.


2. КАК УСПЕШНО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
ЗАДАЧИ БЫВАЮТ НЕ ТОЛЬКО НА УРОКЕ, НО И В ЖИЗНИ.

1.Чтобы решить задачу, необходимо в первую очередь ПОНЯТЬ ЕЕ.
Кто плохо понимает, плохо отвечает.
Обдумай цель, прежде чем начать.
С началом считается глупец, о результате думает мудрец.
2.Чтобы решить задачу, надо…СИЛЬНО ЗАХОТЕТЬ ЭТОГО.
Где есть желание – найдется путь.
3.Главное в решении задачи – СОСТАВИТЬ ПЛАН, НАМЕТИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ХОД ДЕЙСТВИЙ.
Усердие – мать удачи.
Перепробуй все ключи в связке.
У знатока, возможно, не больше мыслей, чем у неопытного человека, но он лучше взвешивает достоинства своих мыслей и умеет лучше использовать их.
Мудрый превращает случай в удачу.
4.К осуществлению плана следует приступать СВОЕВРЕМЕННО: только тогда, КОГДА ОН СОЗРЕЕТ, НО НЕ РАНЬШЕ.
Проверь, прежде чем прыгать.
Испытай, потом доверяй.
Учти, что желаемое мы охотно принимаем за действительное.
5.Возвращайся к уже решенной задаче.
ВТОРЫЕ МЫСЛИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ.
Итак: НАСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖДА, ВЕРА В УСПЕХ!