Главная » Файлы » Инновационная деятельность » Доклады

«Ценностно - ориентированная деятельность как пространство становления у обучающихся МОУ СОШ №24 общей культуры и нравственной зрелости».
27.10.2011, 23:25
«Ценностно - ориентированная деятельность как пространство становления у обучающихся МОУ СОШ №24 общей культуры и нравственной зрелости».  
Охрименко Т.И., заместитель директора по УВР МОУ СОШ №24      
Нравственное воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности. В наше время  - это способ обеспечения жизнеспособности общества. Старший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов подчеркивает: «Если упустить нравственность, то государство погибнет. Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движения или даже идет назад, когда не затрагиваются нравственные силы. Мудрым может быть только нравственный человек». Понимая и принимая эту истину, наряду с духовным воспитанием, занимаемся   формированием  нравственных, патриотических и гражданских качеств личности учащихся, воспитанием на примерах героев, возрождением идеи национального самосознания и национальных традиций. Поэтому вся работа концентрируется на формировании следующих качеств характера нового гражданина: ·                          Патриотизм. ·                          Высокая нравственность.  ·                          Широта кругозора и культура мышления.  ·                          Физическое и психологическое здоровье.                                                    ·         Способность жить в условиях социально - экономического развития общества и использовать свои физические и умственные возможности. Для решения данных задач в школе имеются все возможности. Сегодня  школа №24 – это единое образовательное пространство, включающее академическую деятельность; дополнительное образование; ценностно – ориентировочную деятельность, жизнеуклад; ценностную среду школы; взаимодействие школы и семьи;   школы и общественности.   Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» (добрый или злой), Всякое новое дело трудно, но если оно станет привычным, то перейдет в категорию легких, а легкое можно сделать красивым. Красота же, по словам Ф.М. Достоевского, спасет мир. И здесь открывается широкое поле для творчества детей, самостоятельного мышления, наблюдательности. Система нравственного воспитания в школе   - это формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания, а также массовая работа, предполагающая консолидацию деятельности школы с  внешкольными организациями, комиссиями, советом ветеранов, гуковским этническим казачьим обществом (атаманы – наши родители), творческими союзами города  по решению широкого комплекса проблем нравственного  воспитания. (слайд о социуме) Основные положения деятельности зафиксированы в образовательной программе школы и воспитательной программе «Стать человеком». Нравственное воспитание детей происходит как в процессе обучения школьников учебным предметам (как составляющая урока), так и  во время занятий в кружках, секциях, клубах. Нравственные ценности формируются на уроках гуманитарного, обществоведческого, эстетического циклов и продолжаются в рамках программ курсов по выбору: «История казачества», «Экономика и право», «Экология Дона»,  «Культура народов мира», «Основы правовых знаний», «Познай себя», МХК.  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Для учебного предмета обязательным требованием является введение в рабочие программы учителей духовно-нравственных модулей. На слайде представлены фрагменты тем с использованием данных модулей на уроках литературы, истории, географии, ИЗО, музыки. В курсах по выбору – педагоги планируют и проводят  диагностику в начале учебного года и в конце, которая позволяет отслеживать и уровень знаний,  и развитие личности ученика. Такую же диагностику проводят и руководители кружков и секций. Учебные программы имеют логическое продолжение в программах дополнительного образования и в организации внеучебной деятельности, целью которых является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих возможностей. Система дополнительного образования включает кружки, работающие на базе школы, на базе внешкольных учреждений: МОУ ДОД ДДТ, СЮТ, МОУ ДЮСШ «Прометей». Также наши ученики посещают студии, секции в  ГДК «Гуковский», спортивном комплексе, школе искусств. В рекреации представлена выставка поделок наших кружковцев «Православная рукодельница», ИЗО «Палитра», «Техническая мастерская», «Бисероплетение». К руководству кружков привлекаем и родителей. На выставке представлены работы, выполненные семьями Полковниковых-Хлусовых (вышивка выполняется бабушкой, мамой, внучкой). Это сплачивает семью и является хорошим  воспитательным моментом. С 1 сентября 2010 года оба первых класса работают по федеральному государственному стандарту   начального образования, для детей включены по 10 часов занятий внеурочной деятельностью по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Значительное место в данной работе занимает проектная,  поисковая и исследовательская деятельности обучающихся. Активно работают в данных направлениях учителя математики, истории, технологии, иностранных языков, биологии. В течение 3-х лет школа достойно выступает на городских исследовательских конференциях. Усвоение школьниками социальных ценностей происходит в различных формах и видах деятельности (общешкольные праздники и конкурсы, встречи с ветеранами, изучение российской и казачьей символики, участие в областных смотрах-конкурсах, организация волонтерского движения, проведение народных праздников и тематических недель, социальных акций, благотворительных акций «Помоги младенцу!», «Посылка солдату»,  «Подари заботу ветерану» и др.  Мы считаем, что постоянно совершая добрые дела, дети так свыкнутся с ними, что на злое дело у них рука не поднимется. Организатором всех начинаний в школе является Совет старшеклассников. Большую работу по формированию нравственных качеств школьников выполняет школьная библиотека. Кстати, зав библиотекой Андрияшина Е.Н. вот уже несколько лет очень продуктивно ведет кружок «Юный корреспондент», благодаря которому школа имеет свой печатный орган – газету «Перемена». Учащиеся и педагоги имеют высокие показатели и в  обучении,  и во внеурочной деятельности (спорт, научные конференции, творческие конкурсы). С каждым годом увеличивается количество призеров муниципального и регионального этапа предметных олимпиад. Среди конкурсов, в которых наши дети одержали победы, есть и международные: Международный детский творческий онлайн-конкурс «Пасха Православная»,  Областной этап всероссийской олимпиады «Созвездие»,  Фестиваль «Экология. Творчество. Дети» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета», Конкурс «За что я люблю Донскую природу», военно-спортивная игра «Орленок», «Безопасное колесо», творческий конкурс для детей, подростков и молодежи «Понимают ли меня мои родители» и «Как я представляю себе взаимоотношения в идеальной семье», краеведческий конкурс исследовательских работ «Отечество», акция «Я – гражданин России», выставка технического творчества, многочисленные спортивные соревнования и др. Немаловажным итогом работы является отсутствие обучающихся, состоящих на учете в ПДН. Решая задачи нравственного и гражданского воспитания, приходится сталкиваться с определенными проблемами,  характерными для школы и для общества, в целом.   Прежде всего, это формирование опыта и культуры гражданского поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям. К сожалению, пока мы бессильны, СМИ тоже помощи не оказывают. Но мы стараемся и добиваемся небольших успехов. Воспитать человека доброго, высоконравственного,  любящего свою землю, свой народ – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»  
Категория: Доклады | Добавил: Mansurova
Просмотров: 1006 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: