Главная » Файлы » Инновационная деятельность » Проекты

России верные сыны
24.10.2011, 22:22

Урок – проект по теме: «России верные сыны».

Тот лучший слуга царев

и надежный защитник Отечества,

кто в верном Богу сердце,

в чистой совести носит верную надежду

Отечества небесного.

Звучит музыка. На сцене монах-летописец и историк. 

Монах- летописец:

О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Так пишу я, монах – летописец, в своем творении во Славу Божию, в слове о земле Русской.

Современный историк:

Монах пишет о своей родине, но мне как историку, известно, что в его труде и в трудах других известных и неизвестных монахов – летописцев упоминается много замечательных имен, которые мы связываем в своей памяти с определенной эпохой. Но есть имена которые воспринимаются вне времени, потому что их деяния так значимы, что вышли за пределы своего века, стали практической заповедью, заветом. И мы склоняемся в глубоком поклоне перед ними, верными сынами земли Русской. Одному из них – Преподобному Сергию Радонежскому посвящаем мы наш проект.

Уходят.Звучит колокольный звон и на мониторе заставка.

 Комментарий:

Уж сотни лет в самом сердце России, на горе Маковец, возвышается монастырь, Божья обитель, Троице – Сергиева лавра, основанная  когда – то юным отшельником.

Прошли века, и там , где прежде

Была лесов дремучих ширь

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Там мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют…

Лавра святая, родная

Как ты нам всем дорога

Кто тебя только не знает,

Чья не ступала нога…

Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон

И в дивных храмах многократно

Внимает небо благодатно

Святым молениям людей.

Учитель о проекте:

Восславим же житие и подвиг русского святого, Преподобного Сергия, игумена Радонежского, заступника и печальника земли русской, истинного светильника русского народа.

Коллективное чтение молитвы «Отче наш».

 

Защита проекта I группы. Наша рабочая группа выбрала одну из важнейших составляющих проекта – житие Сергия Радонежского. Сегодня,  мы представим в качестве защиты проекта – результат исследовательской работы – а именно,  смысловой анализ житийной литературы о Преподобном Сергии Радонежском в сравнении с художественном произведением историка Д.Балашова «Похвала Сергию» и романом русского писателя Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».

 

Жития:

1) Начало беспримерному в истории размаху православного подвижничества, случившегося в 14 – 15 вв. было положено под Москвой, в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским. 

2) Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 — 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь. Первое житие было составлено его учеником Премудрым Епифанием, который руководствовался самым главным заветом: «Да не будет ми лгати на святаго».        

   3)   В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к "жизни во Христе", ввел идею и практику "высокого жития", как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам "иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную", "смирением украшать себя", "единомыслие друг с другом хранить", "ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения". По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи "высокого жития".

              4)   Проповедуя "высокое житие", Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. "А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим", — говорил Сергий.

               5)  Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

    1)  По  мнению Сергия Радонежского, достижение душевной чистоты не было связано с практикой "истязания плоти" в том виде, как ее понимали, например, в Киево-Печерском монастыре. Житие сообщает, что еще в то время, когда иноки жили "особно", Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: "голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный". При этом Житие подчеркивает особое значение идеи страха Божия, которым преподобный оградился от грехов. Однако сам страх Божий — это лишь начало подвига, начало всякой добродетели.

            2)   И уже чуть ниже, Житие сообщает, что "бесовских искушений" Сергий избегал не практикой "истязания плоти", но лишь строгим постом: "Преподобный же, почувствовав нападение вражеское (т.е. дьявольские искушения. — С.П.), подчинил себе тело и поработил его, обуздав постом; и так благодатью Божией был он избавлен от искушений". Самое же главное средство в борьбе с искушениями — нравственный подвиг, та самая "чистота души", когда, не прибегая к физическим истязаниям, человек лишь одними "стрелами чистоты" способен преодолеть все соблазны: "Научился он против бесовских нападений обороняться: как только бесы стрелами греха поразить его хотели, преподобный стрелы чистоты пускал в них, стреляющих во мраке в праведных сердцем".

               3)  Немаловажным условием "высокого жития" были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим — жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: "Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности".     

4) Еще одно из условий "высокого жития" — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел в единомыслии.

     

    5)   И совсем неслучайно то, что обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троице единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви.     

  6)  Но впервые в русской религиозно-философской мысли преподобный Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. 

Вы обратили внимание на то, что житию как жанру мы уделили большее  внимание, чем художественным произведениям. Епифаний премудрый, ученик Сергия Радонежского, 20 лет собирал материалы к житию, затем еще 19 лет работал над житиями приехавший с Афона Пахомий Логофет. Почти 50 лет, полвека создавали они житие. Известны имена и других монахов, которые участвовали в составлении жития Сергия Радонежского, но тем не менее оно осталось незавершенным, в отличие от художественного произведения. В этом нам открылся глубокий смысл: символ не умирает, его жизнь продолжается.Затем жития как бы перепутаны местами: их можно менять местами, пересматривая последовательность земного служения Сергия с точки зрения вечности, в художественных же произведениях хронология сохранена. Остальные различия в целях экономии времени я представляю на таблице. 

Жанр русского жития как разновидности духовной литературы (на двух листах в методическом пособии).Житие Сергия Радонежского - заступника и молитвенника за русскую землю (1314 или 1322 - 1392г.)

сновные положения: 

1. Святой не оставил после себя ни единой строчки. Учение Преподобного Сергия - это его жизнь.

2. Ввёл идею и практику высокого жития как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал.

3. Святой призывал иноческую братию отказаться от мирских соблазнов: богатства, власти, ненависти, насилия.

4. Сохранение «чистоты души» как необходимое условие «высокого жития» - следование древней монашеско - аскетической традиции.

5. Достижение «душевной чистоты» не связано с практикой «истязания» плоти.

б. «Бесовских искушений» Сергий избегал лишь строгим постом.

7. В Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали как:

- страдание во имя Христа;

- средство « осветления души», а не «истязания» тела.

8. Внутренняя духовная свобода Святого как в вышей степени свобода.

9. Единомыслие Сергия - это единство души, полностью посвящённый служению Господу. А единство его обители - это единство помыслов и действий всех иноков. Для общества - единство Руси, благодаря которому возможно спасение.

Обитель, основанная Сергием Радонежским посвящена Святой Троице.

ВЫВОДЫ:

 

ЖИТИЕ – это

1.      Проповедь показом, примером (начата Епифанием Премудрым, затем Пахомием, потом Симоном Азарьиным).

2.      Строгость житийного повествования.

3.      Описание жизни святого старца в назидание наше (при собственной немощи духовной).

4.      благоухающий молитвенный язык жития.

5.      Текст жития намеренно не завершен: символ не умирает, его жизнь продолжается.

6.      Разорванность событий, незавершенность их в изложении.

7.      Основное содержание жития – борьба с собственной греховностью, которая выжигаема молитвой, постом, добрым деянием.

8.      Отражение идеи единения в «подвиге» Святого, молитвенное соединение людей, Любви к Богу и человеку.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ-

1.      Поучительная схема уступает место занимательному рассказу с богатым сюжетом.

2.      Впечатление подробностей живого исторического быта.

3.      Живость повествования через многочисленные диалоги и отступления.

4.      Художественное совершенство характера, отражение его яркой индивидуальности.

5.      Живая личность с внутренним духовным миром.

6.      Опора писателя на свой духовный опыт.

 

 

Защита проекта II группы: В жизни Преподобного Сергия было событие, оставившее свой след в веках.  В Лавру часто приезжал митрополит Алексий, и, зная святость Преподобного Сергия, митрополит Алексий выбрал его своим преемником. Но Преподобный Сергий отказался занять первосвятительский престол.

Преподобный Сергий никогда не был политиком, он был духовным учителем, утешителем, миротворцем. Он убеждал князей объединиться и подчиниться ради спасения Москвы.  «В любви и единении – наша сила», - говорил Преподобный. Одно время для московского князя Дмитрия было опасное. Хан Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием. И тогда князь Дмитрий с другими князьями и воеводами едет за благословлением в Лавру. За благословлением на страшный бой.

Очень трудный вопрос встал перед святым: благословить на войну? На кровь?

А благословил бы на войну, даже национальную, Христос?

Да! Он благословит, Преподобный благословит ту сторону, которую считает правой!

Этот раздел нашего пособия в проекте мы представляем инсценировано. 

Князь. 

О Русь моя святая!

Иноплеменников теснят тебя толпы 

И силятся запять твои стопы... 

Но ты идешь, страна моя родная, 

Вперед с надеждою на Господа Христа,

Смиренно преклонясь под тяжестью креста.

Первый воин. 

Под знаменем Креста святая рать, 

Иконы и хоругви над полками. 

Нам не впервой Россию очищать 

От всякой скверны русскими мечами. 

Второй воин. 

Мы не ведем с врагами диалог, 

Наш монолог — крест на груди, в деснице

 

Третий воин.

 

Меч обоюдоострый; с нами Бог,

 

Мы вновь идем с погаными сразиться.

 

Первый воин. 

Россия, Родина моя! 

Люблю тебя в большом и малом. 

Ты в каждой грани бытия

Небесным светишься кристаллом! 

Россия, Родина моя! 

Нет счастья большего для сына, 

Чем жизнь свою отдать в боях, 

За образ твой, в душе носимый. 

С ханской силой биться 

Мощно ополчась, 

В Лавру помолиться 

Прибыл Дмитрий князь.

Сергий Радонежский

Вставай, мой князь, бери свое копье, 

Вставай, пора, давно уже пора! 

Смотри, что стало с Родиною нашей... 

Мы в бой идем не ради серебра, 

Очистить совесть пред Христовой Чашей! 

И наша сила в Божьей правде,

Она сильнее тьмы и зла, 

Так будем смело, Бога ради, 

Звонить во все колокола.

 

Звон колокола.

 

Русь поднимать на брань святую,

 

Да сгинет мерзкая орда!

 

Чтоб одесную, а  не ошую,

 

Встать перед Богом в день Суда.

 

Князь.

 

Очистим души от отравы,

 

И станем добре в грозный час,

 

И вспомним Крест — Царей державы,

 

И Сам Небесный Царь за нас!

 

С Богом! Ныне свергнем

 

Иго с наших плеч.

 

Мы теперь не слабы,

 

Не страшась иди —

 

Пересвет с Ослябей Будут впереди. 

Пересвет. 

В век безутешный, средь тлена, распада и смрада 

Ради чего на земле этой суетной жить, 

Как не для этой вот русского сердца отрады — 

В битве за Родину душу свою положить. 

Ослябя. 

Не пожалеем жизни тленной, 

Стремясь в нетленную войти, 

Битва за родину священна, 

Не отсидеться взаперти. 

Воин

Поле Куликово! 

Древние года! 

Дмитрия Донского 

Рать пришла сюда. 

Тучей против нас

Встала рать Мамая... 

Начал тут хвалиться 

Монгол 

Кто не побоитсяСилушки моей?

 Пересвет. 

Тряхнем, мой друг, седою стариной!

 

Святая вера нас не подводила!

 

Сойдемся с новоявленной ордой,

 

В честном бою померяемся силой!

 

Воин

Один в поле не воин!

 

Ослябя.

 

Воин! Когда Россия на краю,

 

И в одиночку можно драться,

 

Мы будем биться до конца,

 

Пока не сгинет мрак позорный,

 

С Руси прекрасного лица!

 

Пересвет. 

Молитвой тьму одолевая, 

Мы не смиримся с сатаной, 

Россия — наша мать родная, 

Благословляет нас на бой.

Ученица

Заполыхала битва 

На смерть, не на живот. 

Первая жертва боя: 

Иночества то цвет — 

Схимник Пересвет. 

Верный Христа заветам, 

Вышел он в битву с тьмой, 

Пал он на поле этом, 

Как в пашню зерно весной. 

Учитель. 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождению Руси от монголо-татарского ига, Во время битвы русских воинов с Мамаем на Куликовом поле Преподобный Сергий собрал в церковь всю братию и возносил Господу молитву об успехе сражений, поминая при этом по имени каждого из павших.

Ученица 

Господи Боже, помилуй 

Душу живую России! — 

Мыслью проникнем в глубины 

Вещего сердца России. 

Будем молить непрестанно 

С верой, надеждой и силой — 

Ими же веси путями, 

Боже, воздвигни Россию! 

Слаба была у русских надежда на свои силы, но пламенна была их молитва к Богу о помощи. И победоносное окончание неравного боя было свидетельством помощи Божией. Даже язычник Мамай, видя поражение своих полчищ, воскликнул: "Велик Бог христианский!” 

Защита проекта III группы:  В работе над проектом нашу группу заинтересовала ярчайшая, блистательная сторона Святого Сергия, как Чудотворца. В пособии мы представили этот раздел иллюстрировано и описательно.

Что такое «чудо»? Это нарушение «естественного порядка», внешней тонкой пленки, где все совершается по правилам, и под которой кипит царство сил духовных. Чудо есть праздник,  зажигающий будни, мы живем в атмосфере чуда: ежегодное схождение святого необжигающего огня на Пасху, чудо Рождественской звезды, играющей на востоке, чудесная сила иорданской воды; чудо причастия к телу и крови господней, чудо спасения после смерти.

Преподобный Сергий в ранней полосе подвижничества не имел видений, не творил чудес. Лишь долгий, трудный путь самовоспитания, самопросветления, аскетический образ жизни приводят его к чудесам и светлым видениям, которыми озарена зрелость.

(Звучит музыка) Спокойно, внутренне дозрев, он совершал чудо с источником.  А было это так: Сергий взял одного из иноков, спустился вниз  от обители, найдя небольшую лужу дождливой воды,  стал пред ней на молитву. Он молился, чтобы Господь дал им воду, как некогда послал ее по молитве Моисея. Осенил место крестным знамением, и оттуда забил ключ, образовав ручей, который братия назвала,  было Сергиевой рекой. Но преподобный запретил называть его так. (музыка смолкает)

Второе чудо относилось к ребенку.  В это время уже многие знали  о нем как о святом и приходили с поклонением и за советами, а главное, со своими бедами. Епифаний рассказывает, что один человек  принес ему тяжелобольного своего ребенка. Пока он просил Сергия помолиться за него и пока преподобный готовился к молитве, ребенок умер. Отец впал в отчаяние, стал даже укорять Сергия: лучше бы уж ребенок умер дома, а не в кельи святого. По крайней мере, вера не убавилась бы. Отец ушел, чтобы приготовить гробик (звучит музыка с молитвой). Когда отец вернулся, Сергий встретил его со словами:

- напрасно ты так смутился, отрок вовсе и не умирал.

Чудо! Ребенок был действительно жив. Отец пал к ногам Сергия. Но тот стал успокаивать его и даже убеждать, что дитя просто было в сильном припадке, а  теперь обогрелось и отошло. Но отец знал, твердо знал, что его ребенок был мертв, холоден, сердце не билось, поэтому, рыдая, он горячо благодарил Сергия за  спасение. Преподобный Сергий запретил разглашать это чудо спасения, отец пообещал, но узнали об этом чудесном исцелении от келейника преподобного Сергия.

3 чудо. Потом чудеса святой являл чаще. Один тяжело больной три недели не мог спать и есть, святой Сергий исцелил его, окропив святой водой.

4 чудо. Однажды с берегов Волги в обитель был привезен знатный бесноватый вельможа, больного привезли насильно, потому что он слышать не хотел о чудотворце, бился, рвался. Пришлось сковать его цепями. Уже перед самой обителью он в ярости разорвал цепи. Жуткий крик слышали в монастыре.  Сергий велел ударить в било и всей братии собраться в Храме (песнопение). Преподобный начал молебен о выздоровлении. Понемногу бесноватый стал успокаиваться. Наконец,  преподобный,  вышел к нему с крестом. И лишь только осенил его, тот с воплем бросился в лужу: «Горю, горю страшным пламенем». Так произошло чудо исцеления. Позже, когда рассудок вернулся к нему, больной рассказал, что от Креста исходило пламя, пламя исходило и от святого, оно объяло его, жгло, выжигало черноту внутри.

Такие чудеса далеко разносили славу Сергия. К нему, как мудрецу и святому шли люди разных положений: от князей до крестьян. Сергий же оставался тем же простым с виду старичком, кротким спокойным утешителем, наставником.

Житие приводит два случая, когда чудесным образом через святого действовали силы карающие.

1.                                Вблизи монастыря богатый отобрал у бедного свинью. Потерпевший пожаловался Сергию, тот вызвал обидчика и долго убеждал возвратить взятое. Богач пообещал святому, но нарушил свое слово, пожалел, поддался искушению. Стояла лютая зима, богач быстренько зарезал свинью, и приготовился разделывать тушу. Когда же он с горячей водой вошел в клеть, то вместо свиньи увидел полчища копающихся червей. Страх и ужас охватили несчастного клятвопреступника.

2.                                Потрясает еще один рассказ. Греческий епископ, ехавший к преподобному в Лавру, очень сильно сомневался в его святости, и тогда Сергий поразил его слепотой, это произошло у самой ограды в момент их встречи. В келье рыдающий грек признался в своем неверии и попросил заступничества. После этого святой исцелил его. 

В конце своей жизни Преподобный Сергий удостоился посещения самой Пресвятой Богородицы. Это произошло Рождественским постом (звучит музыка).Преподобный Сергий, как обычно, пел в кельи акафист Божией Матери и молил Царицу Небесную об обители. После сел отдохнуть. Вдруг он сказал келейнику Михею «Ободрись. Сейчас будет чудесное» и услышал голос: «Пречистая грядет!» Вдруг в ослепительном свете перед ним явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Он пал на землю, но Богоматерь ободрила его и сказала, что всегда будет Заступницей обители, его молитвы до Нее дошли, и удалилась. Михей же оставался лежать, закрыв глаза одеждой.За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать.

Покорный высшему небесному веленью,

Он на стезю безмолвия вступил

И подвиг свой великий довершил,

Исполненный глубокого значенью.

И после смерти своей вот уже 600 лет великий святой являет чудеса исцеления тем, кто с верою обращается к нему.

Да, с глубочайшей верою, которая является исходной точкой молитвы, мы обращаемся к Сергию Радонежскому. Надо, чтобы сердце перед молитвою и во время молитвы было совершенно проникнуто любовью к Богу и людям, к святому, которому обращаемся. Чтобы молитва принесла услаждение душе, облегчила ее, нужно углубиться мыслью и сердцем в содержание молитвы.

Вот одна из молитв, обращенная к Сергию Радонежскому. 

Молитва преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу. 

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый и ангельскаго общения и ПресвятыяБогородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных, наипаче к Богу приближивайся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных  сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преспеяние и благословение; младенцем воспитание, юным наставление, неверующим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники бытии и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: придите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь. 


 

 

Категория: Проекты | Добавил: Mansurova
Просмотров: 1724 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: