«Школьная библиотека» - это и сердце, и катализатор, и мотор, и лаборатория мыслей, которые стимулируют инновации педагогов и учащихся»,- так записано в уставе Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА). 
 
 Задачи библиотеки
  - поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформированные в концепции школы  и школьной программе
  развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
   - побуждать учащихся  овладевать навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и применять полученные данные на практике.
    обеспечивать доступ к местным, региональным, национальным и международным ресурсам. 
 
   Работе над вышеизложенными целями и задачами в организации деятельности школьной библиотеки уделяется особое внимание.
 
Знакомство с библиотекой
 
   Школьная библиотека нашей школы располагается в прекрасных условиях. В библиотеке имеется, абонемент и книгохранилище. Библиотека имеет компьютер, сканер, принтер. Вошедшая в третье тысячелетие библиотека должна иметь и доступ к Интернет. В плане развития нашей библиотеки предусмотрено подключение библиотечных компьютеров к локальной сети.
 

                                                       

Общие сведения о школьной библиотеке МБОУ "Лицей № 24" за 2013-2014 уч. год.

 

1.Количество пользователей  -  709;

  •  653 –ученика,
  • 38 педагогов,
  • 4 чел. администрация школы, 
  • 14 работников школы.                    

2.Количество посещений –4673

3.Количество книговыдачи -  6462

4.Объём библиотечного фонда –12068

5.Объём учебного фонда - 7277

6.Обращаемость фонда –  0,5

7.Книгообеспеченность – 17 книг на одного читателя.

 

Библиотечный фонд.
         Фонд художественной и отраслевой литературы составляет 12068.  

Фонду учебной литературы было уделено особенное внимание. Списано 733  экз. учебников  2006, 2007  годов издания и учебники для 5-го класса не ФГОС. В 2013-2014 году школа закупила учебную литературу в количестве 562  экз. на сумму 187704,00  рублей.  Фонд учебной литературы  на 01.09. 2014 года  укомплектован 7277  экземплярами. По результатам последней закупки на 2014-2015 учебный год доукомплектован  фонд  учебников английского языка с 2-4 классы на 3 параллельных класса,  а также закуплены учебники  ФГОС  для 5-классов по 9 учебным предметам.

Процент обеспеченности учеников школы учебниками на 01.09.2014 г. составляет  37%.

  

 
Информационно-массовая работа.
  

В связи со снижением интереса к детскому чтению в нашей стране и повышенными требованиями, предъявляемыми к литературному образованию, школьные библиотеки не могут устраниться от участия в решении этого противоречия. Одним из путей активизации чтения школьниками и повышения роли библиотек в разрешении данного противоречия является внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотек, что позволит повысить читательский интерес и информационную грамотность пользователя.

Традиционными в библиотеке стали такие мероприятия, посвящённые юбилеям писателей и поэтов. Все они сопровождаются презентациями в форме игр. Эти праздники с использованием электронных документов делают урок или мероприятие более ярким и запоминаются детям надолго, а самым главным результатом таких встреч является их повышенный интерес к книге. С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами).

   К 100 -летию В.Ю. Драгунского был подготовлен и проведён  конкурс весёлых и находчивых (КВН)  «Весёлых детских книг творец». Увлекательно, весело и интересно прошёл конкурс, в котором приняли участие две команды «Мишки» и «Дениски», состоящие из представителей двух 4-х классов. Ребята участвовали в разнообразных викторинах: «Угадай кто это?», «Что я люблю?»,  в конкурсе рисунков и инсценировок, разгадывание кроссвордов.

     

Учащиеся 2-3 классов присутствовали на литературной  игре «Товарищам детям», посвященной  95- летию детского поэта, сказочника, переводчика Бориса Заходера. Читатели библиотеки узнали интересные факты из жизни юбиляра, читали понравившиеся стихи, разгадывали кроссворды, составленные по творчеству поэта. И просмотрели мультфильм о Винне-Пухе, сказку о котором перевёл на русский язык Б. Заходер.

   

 К 100-летию Н. Носова ребята участвовали в конкурсной  программе «От улыбки хмурый день светлей». В библиотеке была организована книжная выставка произведений юбиляра, конкурсную программу состояла из следующих заданий:

  • Домашнее задание-рассказ о Н.Н. Носове;
  • Викторина - проверка зияния произведений автора;
  • Конкурс дешифровальщиков – разгадывание ребусов;
  • Конкурс капитанов – литературный потрет героев произведений Н. Носова;
  • Конкурс художников – на лучшую иллюстрацию к произведению писателя -юбиляра.

     

Присутствующие читатели на  литературном вечере «Он сочинял свои  рассказы, как бесконечную игру», посвящённый 110-летию А. Гайдара,  познакомились не только с биографией  писателя, но и участвовали викторине, разгадывали кроссворд, обсуждали  значение слов – «благородство», «характер», просмотрев фрагменты из х/ф «Тимур и его команда». В заключение мероприятия, ребята сделали вывод, что книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности и тому, что «надо честно жить и много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную землю».

     

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Все мероприятия сопровождаются яркими презентациями, проектами.

Естественно, детское чтение подвержено влиянию массовой культуры и «новомодные» книги уводят читателя от классической  литературы, которая возвышает ум, развивает сердечность. Для старшеклассников были подготовлены литературно-музыкальные композиции «И в столетиях мы не встречались» / к 450-летию У. Шекспира. Уильям Шекспир был виртуозом использования сонетной формы лирики. Миру известно 154 сонета, но до сих пор неизвестно когда они написаны и кому посвящены. Для учащихся прозвучали фонограммы записей музыкальной обработки  сонетов № 76, 86 в исполнении М. Таривердиева, а также сонеты № 90 в исполнении А. Пугачёвы и №102 – трио «Меридиан». По-мнению, учащихся спустя столетия, творчество У. Шекспира помогает открыть тайны космоса человеческих чувств.

Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Поэтому были подготовлены и проведены следующие мероприятия для учащихся старших классов:  минуты взросления  «Героем назван после смерти»/ по кн.  А. Агафонова «Повесть о Вите Черевичкине» и «У войны не женское лицо» / по кн.Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Для повышения престижа чтения, осмысления прочитанного нужно разнообразить структуру и формы мероприятий через внедрение информационных технологий, в том числе и использование  интернет-ресурсов, а именно исторических хроник, видеосюжетов.

В рамках всероссийской акции «Мир без нацизма» учащиеся 11 класса приняли участие в открытом уроке «Нацизм и его характерные черты». Главной целью проведения которого стали – воспитание молодого поколения в духе здорового патриотизма, создание атмосферы неприятия и осуждения в отношении неонацизма и процветающих на его фоне дискриминации, розни, ненависти и нетерпимости.

             

В ходе урока ребята обсудили ряд вопросов – возникновение фашизма в Италии и Испании, нацизма в Германии, преступления против человечества: концлагеря, Холокост. Ознакомились с историческим документом «Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС Г. Гиммлера  от 27 апреля 1942 г., что позволило учащимся определить и охарактеризовать основные черты проявления нацизма: шовинизм, ксенофобия, расизм, геноцид.

Бурю эмоций и негатива вызвали у ребят видеосюжеты о переносе памятника воину-освободителю, в народе именуемому «Бронзовый солдат»,  из центра г. Таллинн (Эстония) на окраину городского кладбища в апреле 2007 г. и о праздновании Дня Победы в г. Львове (Украина) в 2011 г.  Когда автобусы с ветеранами подверглись нападению украинских националистов, когда срывали георгиевские ленты (символ Победы) с одежды людей, пришедших к мемориалу почтить память героев, когда Великий праздник Победы над нацизмом, был превращён в «праздник возрождения нацизма».

                                            

Ребята, обсуждая увиденное, единодушно высказались  о том, что невозможно без слёз, обиды и возмущения  смотреть, как принижают великий подвиг наших дедов – освободителей мира от «коричневой чумы». По-мнению учащихся  произошедшие события свидетельствуют о пересмотре итогов II мировой войны  и реабилитации нацизма в государственном масштабе.

Старшеклассники, выражая свои мысли и чувства, участвуя в обсуждении, проявили свою гражданскую позицию, сказав твёрдое «НЕТ ФАШИЗМУ В РОССИИ!»

Любая форма работы библиотеки связана со словом, а значит, - с чтением. Чтение есть труд души. Поэтому все мероприятия библиотеки были и будут демонстрацией богатства духовного мира человека. Они способствовали, и будут способствовать более глубокому усвоению образовательных и воспитательных программ лицея, в частности, по предметам гуманитарного и эстетического цикла.

Школьная библиотека – самая первая и самая близкая ребёнку библиотека. В профессии школьного библиотекаря много проблем, но она замечательная, творческая. Общество мало информировано о жизни библиотекарей – отсюда непонимание их трудностей. Но когда читатель видит эрудированность, знание литературы, искусство владения компьютером, навигацией в Интернет, когда он получает квалифицированную помощь, тогда появляется уважение к профессии библиотекаря. Поддержка государства в области комплектования, обновления интерьеров, оснащения библиотек техникой просто необходима. Особенно в школьной библиотеке, где должны соблюдаться права детей на доступ к информации. 

Справочно-библиографическая работа.

Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользователя через два взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: индивидуальное и массовое библиотечно-библиографическое обслуживание.

Для реализации целей индивидуального и массового библиотечно-библиографического обслуживания используются различные способы. При индивидуальном обслуживании применялись такие способы как – беседа при записи в библиотеку, во время которой читателя знакомили с правилами  пользования библиотеки, с её информационными возможностями. А также рекомендательные беседы, целью которых было заинтересовать читателя прочесть книгу. Особенно важны и интересны, беседы о прочитанном, где ребёнок делится впечатлением о прочитанном с библиотекарем, таким образом, выявляется уровень его восприятия, понимания прочитанного и уточняются его читательские интересы.

Формами массового библиотечно-библиографического обслуживания являются: библиотечные уроки, цель которых формирование информационной культуры личности, а именно, знания, полученные на уроках, учат работать с информацией  для решения бытовых, учебных проблем. В течение года проведены следующие уроки:

-«Откуда книга к нам пришла» /4-6 классы

Дети узнали об истории книг:  от изобретения бумаги в Китае до появления первых печатных станков. К уроку была подготовлена презентация с помощью, которой учащиеся смогли увидеть, как выглядели первые книги  (в позолоченных форзацах, украшенные драгоценными камнями), печатные станки.

       

 

- «Приглашение в Читай город»/ экскурсия в библиотеку для первых классов.

Первоклассники совершили путешествие по улицам волшебного города: бульвар Сказочный, проспект Стихотворный, переулок любимых писателей, улица Скорой помощи (там живут «больные» книги). Побывав на литературных улицах, дети познакомились с книгами  сказочников, поэтов, писателей, представленных на выставке.

Другая форма массового библиотечно-библиографического обслуживания – это библиографические обзоры.  Для читателей проводились следующие обзоры:

-  «Книги – юбиляры 2013 года,  

- «Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм» / где были представлены книги о  военном детстве.

С 2004  года в практику работы внедряется программа автоматизации библиотеки. Автоматизированная информационная библиотечная система «МАРК-SQL» - версия для школьных библиотек - позволила обеспечить автоматизацию многих библиотечных процессов. Автоматизация библиотеки - это не только создание электронного каталога, но и выполнение всех технологических процессов на специализированных автоматизированных рабочих местах. В библиотеке автоматизированы следующие процессы: ведение электронных каталогов, техническая обработка литературы (распечатка каталожных карточек, книжных формуляров, и т.д.), подготовка и распечатка рекомендательных списков литературы; регистрация  и  обслуживание читателей (поиск в электронном каталоге, отбор требуемой литературы, определение места нахождения документа), управление фондом (книгообеспеченность учебного процесса).

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки – важнейшее звено в работе библиотеки. Это совокупность традиционных и электронных  справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, используемых при обслуживании читателей для поиска необходимой им информации. 

В СБА школьной библиотеки МБОУ СОШ № 24 входят:

  • Фонд справочных изданий  (в количестве  130 экз.)
  • Электронный каталог (библиотечная программа MARC-SQL).
  • Созданы пять БД «Книги», «Учебники»,  «Сценарии», «Статьи», «Медиатека».

В БД «Книги» внесена литература, приобретённая с 2004 г. по 2007 г., фонд читального зала,  ведётся работа по внесению информации о литературе по отраслям знаний. БД «Медиатека» содержит библиографические данные о CD-ROM в количестве 62 шт. Пополнилась БД «Учебники» на 12 наименований. В БД «Сценарии» собрана информация о сценариях по различным темам, БД «Статьи» содержит информацию о статьях различной тематики, опубликованных в периодических изданиях.

   Продолжалась работа по созданию каталога учебников в печатном виде, значение которого неоценимо при создании Заказа учебной литературы и Программно-методического обеспечения  школы  на новый учебный год. А также была продолжена  работа над созданием систематического каталога в печатном виде, т. е. печатание библиографических данных в виде каталожных карточек. 

 
 
       Благодаря, библиотечной программе MARC-SQL стало возможно оперативно, разносторонне раскрывать фонд библиотеки и вести на высоком уровне информационно-библиографическую поддержку педагогов. 
     
 
  

 

 

   


Сценарии
1. Памятники литературным героям
 
 2. Живут на земле существа неземной красоты
 
3. Материнство в живописи
 
4. Откуда книга к нам пришла
 
5.Медведь символ России
 
6 Девочка из города
 
7 Цветаева М.