Общие сведения о школьной библиотеке МБОУ "Лицей № 24" за 2013-2014 уч. год.
1.Количество пользователей - 709;
- 653 –ученика,
- 38 педагогов,
- 4 чел. администрация школы,
- 14 работников школы.
2.Количество посещений –4673
3.Количество книговыдачи - 6462
4.Объём библиотечного фонда –12068
5.Объём учебного фонда - 7277
6.Обращаемость фонда – 0,5
7.Книгообеспеченность – 17 книг на одного читателя.
Фонду учебной литературы было уделено особенное внимание. Списано 733 экз. учебников 2006, 2007 годов издания и учебники для 5-го класса не ФГОС. В 2013-2014 году школа закупила учебную литературу в количестве 562 экз. на сумму 187704,00 рублей. Фонд учебной литературы на 01.09. 2014 года укомплектован 7277 экземплярами. По результатам последней закупки на 2014-2015 учебный год доукомплектован фонд учебников английского языка с 2-4 классы на 3 параллельных класса, а также закуплены учебники ФГОС для 5-классов по 9 учебным предметам.
Процент обеспеченности учеников школы учебниками на 01.09.2014 г. составляет 37%.
В связи со снижением интереса к детскому чтению в нашей стране и повышенными требованиями, предъявляемыми к литературному образованию, школьные библиотеки не могут устраниться от участия в решении этого противоречия. Одним из путей активизации чтения школьниками и повышения роли библиотек в разрешении данного противоречия является внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотек, что позволит повысить читательский интерес и информационную грамотность пользователя.
Традиционными в библиотеке стали такие мероприятия, посвящённые юбилеям писателей и поэтов. Все они сопровождаются презентациями в форме игр. Эти праздники с использованием электронных документов делают урок или мероприятие более ярким и запоминаются детям надолго, а самым главным результатом таких встреч является их повышенный интерес к книге. С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами).
К 100 -летию В.Ю. Драгунского был подготовлен и проведён конкурс весёлых и находчивых (КВН) «Весёлых детских книг творец». Увлекательно, весело и интересно прошёл конкурс, в котором приняли участие две команды «Мишки» и «Дениски», состоящие из представителей двух 4-х классов. Ребята участвовали в разнообразных викторинах: «Угадай кто это?», «Что я люблю?», в конкурсе рисунков и инсценировок, разгадывание кроссвордов.
Учащиеся 2-3 классов присутствовали на литературной игре «Товарищам детям», посвященной 95- летию детского поэта, сказочника, переводчика Бориса Заходера. Читатели библиотеки узнали интересные факты из жизни юбиляра, читали понравившиеся стихи, разгадывали кроссворды, составленные по творчеству поэта. И просмотрели мультфильм о Винне-Пухе, сказку о котором перевёл на русский язык Б. Заходер.
К 100-летию Н. Носова ребята участвовали в конкурсной программе «От улыбки хмурый день светлей». В библиотеке была организована книжная выставка произведений юбиляра, конкурсную программу состояла из следующих заданий:
- Домашнее задание-рассказ о Н.Н. Носове;
- Викторина - проверка зияния произведений автора;
- Конкурс дешифровальщиков – разгадывание ребусов;
- Конкурс капитанов – литературный потрет героев произведений Н. Носова;
- Конкурс художников – на лучшую иллюстрацию к произведению писателя -юбиляра.
Присутствующие читатели на литературном вечере «Он сочинял свои рассказы, как бесконечную игру», посвящённый 110-летию А. Гайдара, познакомились не только с биографией писателя, но и участвовали викторине, разгадывали кроссворд, обсуждали значение слов – «благородство», «характер», просмотрев фрагменты из х/ф «Тимур и его команда». В заключение мероприятия, ребята сделали вывод, что книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности и тому, что «надо честно жить и много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную землю».
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Все мероприятия сопровождаются яркими презентациями, проектами.
Естественно, детское чтение подвержено влиянию массовой культуры и «новомодные» книги уводят читателя от классической литературы, которая возвышает ум, развивает сердечность. Для старшеклассников были подготовлены литературно-музыкальные композиции «И в столетиях мы не встречались» / к 450-летию У. Шекспира. Уильям Шекспир был виртуозом использования сонетной формы лирики. Миру известно 154 сонета, но до сих пор неизвестно когда они написаны и кому посвящены. Для учащихся прозвучали фонограммы записей музыкальной обработки сонетов № 76, 86 в исполнении М. Таривердиева, а также сонеты № 90 в исполнении А. Пугачёвы и №102 – трио «Меридиан». По-мнению, учащихся спустя столетия, творчество У. Шекспира помогает открыть тайны космоса человеческих чувств.
Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Поэтому были подготовлены и проведены следующие мероприятия для учащихся старших классов: минуты взросления «Героем назван после смерти»/ по кн. А. Агафонова «Повесть о Вите Черевичкине» и «У войны не женское лицо» / по кн.Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
Для повышения престижа чтения, осмысления прочитанного нужно разнообразить структуру и формы мероприятий через внедрение информационных технологий, в том числе и использование интернет-ресурсов, а именно исторических хроник, видеосюжетов.
В рамках всероссийской акции «Мир без нацизма» учащиеся 11 класса приняли участие в открытом уроке «Нацизм и его характерные черты». Главной целью проведения которого стали – воспитание молодого поколения в духе здорового патриотизма, создание атмосферы неприятия и осуждения в отношении неонацизма и процветающих на его фоне дискриминации, розни, ненависти и нетерпимости.
В ходе урока ребята обсудили ряд вопросов – возникновение фашизма в Италии и Испании, нацизма в Германии, преступления против человечества: концлагеря, Холокост. Ознакомились с историческим документом «Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС Г. Гиммлера от 27 апреля 1942 г., что позволило учащимся определить и охарактеризовать основные черты проявления нацизма: шовинизм, ксенофобия, расизм, геноцид.
Бурю эмоций и негатива вызвали у ребят видеосюжеты о переносе памятника воину-освободителю, в народе именуемому «Бронзовый солдат», из центра г. Таллинн (Эстония) на окраину городского кладбища в апреле 2007 г. и о праздновании Дня Победы в г. Львове (Украина) в 2011 г. Когда автобусы с ветеранами подверглись нападению украинских националистов, когда срывали георгиевские ленты (символ Победы) с одежды людей, пришедших к мемориалу почтить память героев, когда Великий праздник Победы над нацизмом, был превращён в «праздник возрождения нацизма».
Ребята, обсуждая увиденное, единодушно высказались о том, что невозможно без слёз, обиды и возмущения смотреть, как принижают великий подвиг наших дедов – освободителей мира от «коричневой чумы». По-мнению учащихся произошедшие события свидетельствуют о пересмотре итогов II мировой войны и реабилитации нацизма в государственном масштабе.
Старшеклассники, выражая свои мысли и чувства, участвуя в обсуждении, проявили свою гражданскую позицию, сказав твёрдое «НЕТ ФАШИЗМУ В РОССИИ!»
Любая форма работы библиотеки связана со словом, а значит, - с чтением. Чтение есть труд души. Поэтому все мероприятия библиотеки были и будут демонстрацией богатства духовного мира человека. Они способствовали, и будут способствовать более глубокому усвоению образовательных и воспитательных программ лицея, в частности, по предметам гуманитарного и эстетического цикла.
Школьная библиотека – самая первая и самая близкая ребёнку библиотека. В профессии школьного библиотекаря много проблем, но она замечательная, творческая. Общество мало информировано о жизни библиотекарей – отсюда непонимание их трудностей. Но когда читатель видит эрудированность, знание литературы, искусство владения компьютером, навигацией в Интернет, когда он получает квалифицированную помощь, тогда появляется уважение к профессии библиотекаря. Поддержка государства в области комплектования, обновления интерьеров, оснащения библиотек техникой просто необходима. Особенно в школьной библиотеке, где должны соблюдаться права детей на доступ к информации.
Справочно-библиографическая работа.
Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользователя через два взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: индивидуальное и массовое библиотечно-библиографическое обслуживание.
Для реализации целей индивидуального и массового библиотечно-библиографического обслуживания используются различные способы. При индивидуальном обслуживании применялись такие способы как – беседа при записи в библиотеку, во время которой читателя знакомили с правилами пользования библиотеки, с её информационными возможностями. А также рекомендательные беседы, целью которых было заинтересовать читателя прочесть книгу. Особенно важны и интересны, беседы о прочитанном, где ребёнок делится впечатлением о прочитанном с библиотекарем, таким образом, выявляется уровень его восприятия, понимания прочитанного и уточняются его читательские интересы.
Формами массового библиотечно-библиографического обслуживания являются: библиотечные уроки, цель которых формирование информационной культуры личности, а именно, знания, полученные на уроках, учат работать с информацией для решения бытовых, учебных проблем. В течение года проведены следующие уроки:
-«Откуда книга к нам пришла» /4-6 классы
Дети узнали об истории книг: от изобретения бумаги в Китае до появления первых печатных станков. К уроку была подготовлена презентация с помощью, которой учащиеся смогли увидеть, как выглядели первые книги (в позолоченных форзацах, украшенные драгоценными камнями), печатные станки.
- «Приглашение в Читай город»/ экскурсия в библиотеку для первых классов.
Первоклассники совершили путешествие по улицам волшебного города: бульвар Сказочный, проспект Стихотворный, переулок любимых писателей, улица Скорой помощи (там живут «больные» книги). Побывав на литературных улицах, дети познакомились с книгами сказочников, поэтов, писателей, представленных на выставке.
Другая форма массового библиотечно-библиографического обслуживания – это библиографические обзоры. Для читателей проводились следующие обзоры:
- «Книги – юбиляры 2013 года,
- «Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм» / где были представлены книги о военном детстве.
С 2004 года в практику работы внедряется программа автоматизации библиотеки. Автоматизированная информационная библиотечная система «МАРК-SQL» - версия для школьных библиотек - позволила обеспечить автоматизацию многих библиотечных процессов. Автоматизация библиотеки - это не только создание электронного каталога, но и выполнение всех технологических процессов на специализированных автоматизированных рабочих местах. В библиотеке автоматизированы следующие процессы: ведение электронных каталогов, техническая обработка литературы (распечатка каталожных карточек, книжных формуляров, и т.д.), подготовка и распечатка рекомендательных списков литературы; регистрация и обслуживание читателей (поиск в электронном каталоге, отбор требуемой литературы, определение места нахождения документа), управление фондом (книгообеспеченность учебного процесса).
Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки – важнейшее звено в работе библиотеки. Это совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, используемых при обслуживании читателей для поиска необходимой им информации.
В СБА школьной библиотеки МБОУ СОШ № 24 входят:
- Фонд справочных изданий (в количестве 130 экз.)
- Электронный каталог (библиотечная программа MARC-SQL).
- Созданы пять БД «Книги», «Учебники», «Сценарии», «Статьи», «Медиатека».
В БД «Книги» внесена литература, приобретённая с 2004 г. по 2007 г., фонд читального зала, ведётся работа по внесению информации о литературе по отраслям знаний. БД «Медиатека» содержит библиографические данные о CD-ROM в количестве 62 шт. Пополнилась БД «Учебники» на 12 наименований. В БД «Сценарии» собрана информация о сценариях по различным темам, БД «Статьи» содержит информацию о статьях различной тематики, опубликованных в периодических изданиях.
Продолжалась работа по созданию каталога учебников в печатном виде, значение которого неоценимо при создании Заказа учебной литературы и Программно-методического обеспечения школы на новый учебный год. А также была продолжена работа над созданием систематического каталога в печатном виде, т. е. печатание библиографических данных в виде каталожных карточек.
Сценарии