Воскресенье, 22.12.2024, 10:13

             САЙТ МБОУ "Лицей №24" г.Гуково 

новая версия сайта лицея по адресу http://licei24-gukovo.moy.su/

Входа
Электронный журнал
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Библиотека
Для родителей
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82
Статистика сайта

Советы психолога.

Для родителей
Советы психолога.

Поливанова Татьяна Михайловна
педагог-психолог МБОУ СОШ № 24

В школе работает кабинет психологической разгрузки. Любой желающий, будь то учащийся, учитель или родитель могут придти и снять нервное напряжение, стресс, агрессивное состояние. Кабинет оборудован современными техническими средствами. Я владею современными методами релаксации. Приходите!
   
  
           
              КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ЭКЗАМЕНАМ 

                    Памятка для родителей

1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.                                               

2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период подготовки к экзаменам. Учтите в расписании 15-20 минутные перерывы после часа работы.

3. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.

4. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.

5. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.

6. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

7. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи экзаменов не забудьте: - Разбудить его вовремя,
- Приготовить одежду, соответствующую торжественности случая,
- Положить необходимые учебные принадлежности,
- Пожелать ему удачи и успехов. Подготовка к экзаменам

1. Планирование

Умение планировать свое время – это одно из самых главных умений. И чем раньше ребенок научится это делать, тем успешнее будет процесс обучения в будущем. Лучшие ученики не обязательно самые умные. Как правило, они дисциплинированные и умеют организовать свое время.

Свои планы лучше разбивать на три типа: долгосрочные, краткосрочные, ближайшие.

Главное заведите ежедневник, куда будут записаны все планы.

Долгосрочные
Это те планы, которые вы планируете на четверть или более вперед. Отметьте в ежедневнике каникулы и праздники. Далее надо зафиксировать даты, относящиеся к учебе: контрольные работы, выступления, дополнительные доклады, сообщения, и т.п. необходимо установить сроки выполнения каждого дела, выполняя следующее: большие дела необходимо разделить на более мелкие, время на выполнение выделять с запасом. Затем для каждого дела, исходя из установленных сроков, необходимо составить понедельный график его заполнения. В результате получится план действий на весь период. Его нужно повесить на заметное место, чтобы он как можно чаще был на виду. 

Краткосрочные планы 
Еженедельный план уже есть. Теперь необходимо распланировать каждую неделю по дням и по часам. Лучше всего это делать в какой-то определенный день недели на неделю вперед. Как и при планировании долгосрочных дел необходимо внести в план строго обязательные дела (время учебы, время на дорогу, занятия в кружках и секциях и т.д.) и установить для них сроки выполнения. При этом учитывается время суток, в которое у вас максимальная работоспособность и выделяется оно для самостоятельных занятий. Помните: лучше заниматься каждый день по часу, чем один раз в неделю, но целый день. Начинать занятия следует с белее трудных предметов (вопросов), оставляя более легкие на конец занятия.

Ближайшие планы

Как и при составлении краткосрочных планов, ближайшие дела надо планировать регулярно, каждый день (либо вечером, либо утром). Необходимо иметь список дел на целый день. Для удобства можно отделять обязательные дела от необязательных.

2. Внимание

Очень часто бывает, что во время изучения какого-то предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно, когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, чтобы сконцентрировать внимание, сделать так, чтобы не отвлекаться.

Во-первых, подготовить специально отведенное для учебы место. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание.

Во вторых, поза должна быть собранная, а не развалившаяся. Сидеть лучше не в мягком кресле, а на твердом стуле.

В-третьих, можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые могут отвлечь. Для лучшего усвоения материала необходим активный подход к делу. При изучении предмета, при чтении книги необходимо выделять важные места, можно их выписывать, конспектировать. Для повторения и изучения словарных слов и понятий можно использовать метод карточек.

Известен еще такой метод изучения «ОБЗОР, ВОПРОС, ЧТЕНИЕ, ПЕРЕСКАЗ, ПОВТОРЕНИЕ» Первый шаг – обзор материала: просмотр заголовков и беглое чтение, чтобы представить общее содержание.

Второй шаг – к каждой теме (заголовку) сформулировать по одному вопросу.

Третий шаг – читать текст, и по ходу чтения пытаться найти ответы на поставленные вопросы.

Четвертый шаг – ответить на вопросы.

Пятый, заключительный, шаг – повторить материал (останавливаясь подробно на трудных местах).
3. Запоминание

Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить, запомнить. Поэтому запоминание – ключевой момент. А значит, надо учиться хорошо и много запоминать.

Вот несколько методов для тренировки памяти вообще.

Чтобы запоминать цифры можно разбить их на группы и придумать для каждой группы ассоциацию. Например: телефон 21-97-75, можно разбить все цифры на группы и придумать для каждой группы простую ассоциацию. 23- возраст брата, 1977 – год его рождения, 5 – месяц рождения. Вместо семи цифр информации стало всего три, да и те относятся к одному и тому же человеку.

Мнемонический метод. Для облегчения запоминания какого-то списка несвязных слов придают ему другую структуру и смысловую нагрузку. Всем с детства известно, как запоминать по порядку все цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Астрономы запоминают порядок планет с помощью такой фразы: морской волк замучил молодого юнгу, совершенно утомив несчастного подростка (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). 1. Подготовка к экзаменам

На рабочем месте должны быть только самые необходимые предметы для подготовки к экзаменам.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам и вообще структурировать материал за счет составления планов, схем и т.п., причем делать это не в уме, а на бумаге.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто рассказать самому себе перед зеркалом, любому человеку, кто захочет слушать, при этом необходимо постараться сделать все так как это будет на экзамене.

Готовясь к экзамену, не надо думать о провале, напротив мысленно нужно рисовать картину успеха.

Питание во время сдачи экзамена

Без правильного питания невозможно поддерживать благоприятный режим жизнедеятельности. Причем надо учитывать, что умственный труд не менее утомителен, чем физический, и восстановление энергетических потерь далеко не всегда эквивалентно количеству потребляемых калорий. Наоборот, питание при интеллектуальной деятельности должно быть строго регламентировано и целенаправленно.

Во время подготовки к экзаменам в рацион питания необходимо включить следующие продукты питания: · Какао, шоколад (горький),

· Бананы,

· Сухофрукты,

· Напиток со свежим лимоном и медом,

· Минеральная вода,

· Соки (натуральные),

· Нежирная белая рыба,

· Овощной салат.

· Соблюдение питьевого режима.
Чередование работы и отдыха.

Сон не менее 7 часов.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе.

  Интернет-зависимость приравнена к наркомании и алкоголизму.                                 
Активно разрабатываются способы излечения от нового недуга, который ежегодно калечит каждого десятого американского пользователя. Чтобы стало совсем страшно, скажем, что, оказывается, с каждым месяцем психологов и психиатров, которые признают существование интернет-зависимости, становится всё больше. В конце концов, окончательным признанием этого недуга, который займёт своё место рядом с наркоманией и шизофренией, станет включение болезни в Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (он же DSM-IV) . Диагностический и Статистический словарь-справочник (буквально . "руководство") Умственных Нарушений. В последнее . четвёртое . издание новую болезнь не включили, так как не хватило клинических материалов. К пятому изданию их появится предостаточно. Интернет-зависимость научно называется Internet Addiction Disorder (что-то наподобие "нездоровой склонности, тяги к Интернету"), проще говоря . IAD. Термин уже широко употребляется не только в научной литературе, кроме того, вот уже в течение нескольких лет Американская Психиатрическая Ассоциация (American Psychiatric Association) включила тест на определение этого вида зависимости в обязательную анкету, которую предлагают пациентам с разного рода нарушениями. Чтобы считать эту зависимость "настоящей", она должна отражаться на физическом состоянии человека . до тех пор, пока данные не были получены, объявлять IAD болезнью было рановато. Теперь уже точно известно, что в запущенной форме пользователь, который проводит за компьютером по 18 часов, испытывает настоящий абстинентный синдром, синдром отнятия, который сопровождается жаром, тремором рук, подергиванием конечностей и лихорадкой. В различных отчётах стали появляться невероятные истории о женщинах, которые, занимаясь Интернет-серфингом, неделями не кормили своих детей, за что и лишались родительских прав, и подростках, которые, не имея возможности выйти в Сеть, крушили всё вокруг, а потом падали обессиленные и невменяемые. Однако, всё по порядку. Как правильно поставить диагноз, где это лечат и есть ли спасение? В США борьба с IAD ещё не вышла на государственный уровень, однако несколько психиатрических институтов начали серию серьёзных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. Некоторые педагогические ВУЗы вводят курс, который поможет выявить в группе детей, склонных к этой зависимости, и диагностировать уже хроническую IAD. В уже действующих терапевтических группах, где несчастных пользователей избавляют от пагубной, почти азартной страсти, многие говорят о том, что им приходилось и раньше обращаться к психологам, но традиционная психология пока отказывается серьёзно относиться к проблеме. Поэтому нелишне будет самостоятельно протестироваться на предмет наличия у вас этой страсти: Вот приблизительный список вопросов, которые неизменно задаются при подозрении на интернет-зависимость:
1.Чувствуете ли вы, что не в состоянии определить заранее, сколько времени пробудете перед компьютером?
2.Случались ли с вами ситуации, когда вы что-то планировали, но вам всё время что-то мешало оторваться от компьютера в намеченное время?
3.Чувствуете ли вы нечто, похожее на эйфорию, когда работаете за компьютером?
4.Не возникает ли у вас желания проводить за компьютером больше времени, чем вы проводите сейчас?
5.Не жертвуете ли вы общением с друзьями и близкими, работая за компьютером?
6.Чувствуете ли вы себя раздражённым, беспокойным и недовольным, находясь в офлайне?
7. Скрываете ли вы от коллег и семьи то, чем именно занимаетесь, работая за компьютером?
8.Возникали ли у вас хоть раз проблемы из-за вашего чрезмерного увлечения компьютером и всем, что с ним связано?
9.Чувствуете ли вы вину или приходилось ли вам переживать депрессию из-за чувства вины, вызванного слишком долгой работой за компьютером?
10.Изменился ли ваш режим из-за работы за компьютером?
11.Испытываете ли вы синдром суженного сознания, напряжение в глазах, боли в спине или изменение веса?
12.Вам свойственно отрицать, приуменьшать или рационализировать (стремиться объяснить) негативный эффект, связанный с долгим нахождением за компьютером?
13.Отказались ли вы от своих офлайновых увлечений и хобби и прервались ли ваши некоторые социальные офлайновые контакты?
Этот нехитрый опросник в общих чертах показывает, на чём делается акцент в постановке диагноза. Психологи считают, что если какая-либо деятельность расширяет свои полномочия в вашей жизни, то это зависимость. Особенно, если она начинает доминировать в ущерб социальным связям и естественным (так называемым) потребностям.
Будьте внимательны к себе и окружающим!


РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Адаптация к школе – процесс приспособления к школьным требованиям и порядкам, к новому окружению, к новым условиям жизни.

   Основными факторами, которые влияют на адаптацию в 1-х, 5-х, 10-х классах, являются:

- новые условия обучения;

- изменения социального статуса в классном коллективе;

- увеличение учебной нагрузки;- физиологические изменения;

- психологические новообразования.

Ребенок пошел в первый класс

Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные  изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями. Теперь от малыша требуется не только строгая дисциплина, но и умение по 30-40 минут спокойно высидеть на  уроке, заодно стараясь  усвоить учебный материал.

В первые дни, у первоклассников бывает, как правило, по 3 урока, а затем ежедневно по 4-5 уроков. Кроме этого ребенку необходимо строить отношения в новом, большом коллективе. Вот почему психологи рассматривают весь первый школьный год как длительную стрессовую ситуацию.

Наиболее распространенные проблемы первоклассников:

- ребенок не может сосредоточиться, его внимание рассеянно;

- ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с заданием;

- ребенок не может подолгу сидеть без движения  над домашними заданиями, его больше интересуют игрушки, а не книжки-прописи.

Поэтому трудно переоценить помощь, которую могут оказать в это время родители ребенку. Для начала просто  с  вниманием  отнеситесь  к  его  ежедневным школьным проблемам. Например, мало кто представляет, что бывает с первоклассником, когда на уроке у него ломается карандаш, выясняется, что нет нужной цветной бумаги или забыта дома тетрадь. Поэтому не поленитесь накануне каждого  учебного  дня  проверить, заточены ли цветные карандаши, уложены ли в портфель все необходимые принадлежности, в порядке ли школьная одежда.

Как помочь первокласснику преодолеть трудности?

1. Не пытайтесь с самого начала требовать от ребенка самостоятельности. Понадобится несколько месяцев, чтобы он понял: учеба - это обязанность, которую надо выполнять - Надо помогать ему, поддерживать в нем уверенность, что "все получится”.

2. Не стоит в этот год отдавать ребенка в какие-то  дополнительные  кружки, секции;  это лишь усилит в нем ощущение нестабильности. Ребенку сейчас  нужна  привычная  атмосфера, в которой он находится до школы, особенно важно, чтобы дом в это время стал для него надежным "тылом”.

3. Постарайтесь с самого начала наладить душевный контакт с ребенком, только в этом случае Вы всегда будете в курсе всех его школьных проблем.

4. Если квартирные  условия  не позволяют выделить ребенку для занятий комнату или даже отдельный стол, у него все равно должно быть постоянное место  для  подготовки  домашних  заданий, для хранения учебников и тетрадей. И главное - к занятиям своего ребенка нужно относиться с уважением. Это значит, что вы не должны отрывать  его  во время занятий, и  на это время желательно организовать в квартире рабочую тишину. Первый год - два нужно  обязательно  помогать ребенку в подготовке домашнего задания. Не правы те родители, которые отказываются от этого, ссылаясь на то, что воспитывают в ребенке самостоятельность. А  на  такое  обучение  может потребоваться и не год, и не два.

5. Родителям следует помнить, что ребенка надо хвалить не за успехи, а за старательность.

6. Ни в коем  случае  нельзя  сердиться, ругать за "лень”, даже небрежность.

7. Хотелось бы посоветовать родителям постоянно поддерживать отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребенке, даже если с учебой у него все в порядке. Вы не только лучше поймете требования учителя, но и увидете своего ребенка совершенно с другой стороны, откроете в нем что-то новое. Ведь ваша главная задача - поддерживать интерес к учебе, помогать ему, укреплять в нем уверенность, "что все получится”.

Советы родителям первоклассника

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и тд.)»

2. Определите общие интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы.

3. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. Научите  ребенка  делиться  своими  проблемами.

4. Обсуждайте  с  ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

5. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы.

6. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

7. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.

Как помочь первокласснику привыкнуть к школе

Ваш ребенок – первоклассник? Это прекрасно! Но этот год окажется непростым, как для ребенка, так и для вас. На что следует обратить внимание? Как поддержать ребенка в его нелегких начинаниях?

1 шаг

Провожайте ребенка в школу. Даже, если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребенок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.

2 шаг

Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.

3 шаг

Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях. Полчаса учебы – перерыв на 5-10 минут, и можно снова учить уроки. Также обязательно гуляйте с ребенком хотя бы полчаса на свежем воздухе. Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.

4 шаг

Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребенка. Даже, если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.

5 шаг

Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность.

Ребёнок пошёл в пятый класс

Успешное прохождение периода адаптации можно определить по:

1. Состоянию физического здоровья – предполагается, что пятиклассник умеет приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока.

2. Состоянию психического и психологического здоровья – это прежде всего наличие здоровой нервной системы, состояние которой зависит от спокойной и доброжелательной обстановки в семье, от создания условий для полноценного развития ребенка.

3. Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат, в классе.

4. Значимым компонентом готовности к обучению в основной школе является произвольность (умение управлять своей деятельностью, быть активным и самостоятельным), которая проявляется при выполнении учебных заданий. О развитии произвольности говорит и умение управлять своими эмоциями.

Ребенок адаптирован, если у него сформированы волевые качества:

  •  самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
  •  настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого до конца);
  •  инициативность (умение предложить новый вид деятельности и необходимую помощь);
  •  организованность;
  •  культурно-гигиенические привычки;
  •  привычка трудиться.

Рекомендации родителям пятиклассника

Для профилактики проблем в адаптации:

1.Важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.

2. Напомнить ребенку, чтобы он не боялся лишний раз спросить учителя, не скрывать, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы.

3. Составить расписание с указанием требований учителей.

4. Вместе  с ребенком составить режим дня.

5. Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).

6. Наладить контакт с учителями – предметниками и классным руководителем.   Рекомендации по сохранению физического здоровья детей:

  •  посещение спортивных и танцевальных секций;
  •  достаточное ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе (не менее 2 часов);
  •  подвижные игры;
  •  закаливание.